На главную  
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

23 декабря 1999 г. N ЦТ-721

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра путей

сообщения

А.Н. Кондратенко

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ ЛОКОМОТИВНОГО ХОЗЯЙСТВА

К РАБОТЕ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

 

Общие положения

 

Настоящая Инструкция по подготовке локомотивного хозяйства к работе в зимних условиях устанавливает основные мероприятия по подготовке деповского хозяйства, тягового и моторвагонного подвижного состава, персонала локомотивных депо к работе в зимних условиях, организацию и порядок их выполнения.

С учетом местных условий и опыта работы в прошедшую зиму в локомотивных депо разрабатываются дополнительные мероприятия по подготовке к работе в предстоящий зимний период.

Особое внимание необходимо уделить обеспечению комплексной подготовки всех объектов локомотивного хозяйства к зиме, которую закончить по дорогам первой группы (Октябрьской, Северной, Горьковской, Куйбышевской, Приволжской, Свердловской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной, Сахалинской) не позднее 1 октября и по дорогам второй группы (Московской, Юго-Восточной, Северо-Кавказской, Калининградской) - до 1 ноября.

Готовность хозяйства к работе в зимних условиях проверяет комиссия, назначаемая начальником дороги (отделения дороги) под председательством работника аппарата управления дороги (отделения дороги).

По докладу комиссии руководством дороги (отделения дороги) локомотивному депо выдается "Свидетельство о готовности к работе в зимних условиях" в установленные сроки (до 1 ноября - для дорог первой группы, до 1 декабря - для дорог второй группы).

 

1. Организационные мероприятия

 

1.1. Анализ работы устройств локомотивного хозяйства, локомотивов и моторвагонного подвижного состава в прошедшую зиму.

По результатам работы в прошедшую зиму (за период с ноября по март) локомотивное депо в апреле проводит тщательный анализ причин нарушений в работе устройств, локомотивов, моторвагонного подвижного состава (МВПС), в том числе вызвавших задержки в движении поездов.

Служба локомотивного хозяйства обобщает результаты работы в прошедшую зиму и с учетом местных условий и во исполнение указаний МПС России и Департамента локомотивного хозяйства МПС России разрабатывает мероприятия по подготовке к работе в зимних условиях, которые направляются в мае локомотивным депо и руководителю Департамента локомотивного хозяйства МПС России.

Департамент локомотивного хозяйства МПС России проводит анализ работы локомотивного хозяйства и направляет службам локомотивного хозяйства железных дорог мероприятия по обеспечению устойчивой работы в зимних условиях.

1.2. Разработка планов работ и заданий

На основе анализа работы локомотивного хозяйства в прошедшую зиму и комиссионных осмотров локомотивов, МВПС, зданий, устройств, оборудования локомотивное депо в июне разрабатывает и утверждает планы работы каждого подразделения по подготовке к работе в зимних условиях для включения в месячные планы работ.

По каждой позиции месячного плана работ должны быть указаны объем работы и сроки выполнения.

Служба локомотивного хозяйства разрабатывает задания (мероприятия) локомотивным депо по подготовке к работе в зимних условиях и назначает ответственного за ход работ по подготовке к зиме.

Перечень основных мероприятий по подготовке локомотивного хозяйства и кадров к работе в зимних условиях приведен в приложении 1 к настоящей Инструкции.

Департамент локомотивного хозяйства МПС России разрабатывает мероприятия по обеспечению устойчивой работы в предстоящую зиму с учетом выводов по результатам работы в прошедшую зиму.

При разработке календарных планов работы и заданий учитывается районирование железных дорог по климатическим условиям.

Служба локомотивного хозяйства в августе проводит корректировку плана действий эксплуатационного персонала в сложных метеорологических условиях с учетом опыта прошедшей зимы и разрабатывает оперативный план. Оперативный план утверждается заместителем начальника железной дороги.

В приложении 2 к настоящей Инструкции приведены основные положения для разработки и корректировки дорожного оперативного плана действий эксплуатационного персонала в сложных метеорологических условиях.

На основе оперативного плана железной дороги с учетом местных условий локомотивное депо в сентябре разрабатывает оперативный план действий эксплуатационного персонала локомотивного депо, который утверждается начальником отделения дороги, при отсутствии отделения дороги - заместителем начальника железной дороги.

1.3. Подготовка и обучение работников линейных подразделений локомотивного хозяйства

Служба локомотивного хозяйства по согласованию с заместителем начальника железной дороги и локомотивное депо по согласованию с начальником отделения железной дороги принимают меры по укомплектованию каждого линейного подразделения обслуживающим персоналом в соответствии с расчетными нормативами и утвержденным штатным расписанием.

Служба локомотивного хозяйства организует совместно с локомотивным депо изучение работниками локомотивных депо норм технического обслуживания и ремонта локомотивов, МВПС, устройств локомотивного хозяйства, оборудования, особенностей работы в сложных метеорологических условиях, методов быстрого восстановления устройств при повреждении. Обучение проводят инженерно-технические работники службы локомотивного хозяйства и локомотивного депо.

Руководители локомотивное депо проводят:

контроль своевременности проверки знаний по охране труда, правил технической эксплуатации, медицинское обследование работников;

инструктажи работников об особенностях работы в зимних условиях с записью в журналы и формуляры.

1.4. Укомплектовка неснижаемого запаса материалов, оборудования, переходных агрегатов локомотивов, МВПС

Работники локомотивного депо и его подразделений в сентябре проверяют соответствие установленным нормам неснижаемого запаса материалов, запчастей, переходных агрегатов локомотивов и МВПС, оборудования и принимают меры к пополнению.

В каждом подразделении должен быть перечень, утвержденный начальником локомотивного депо, в котором указывается норма неснижаемого запаса по каждой позиции и наличие такого запаса при проверке.

1.5. Проверка состояния и ремонта спецодежды и защитных приспособлений

Начальники локомотивных депо и их подразделений в сентябре проверяют обеспечение работников спецодеждой и спецобувью, в том числе костюмами "Гудок", в соответствии с установленными МПС России нормами обеспечения и сроков их носки.

Бывшая в употреблении зимняя спецодежда и спецобувь ремонтируется и подвергается санитарной обработке.

Проверяется состояние средств индивидуальной защиты, сроки их испытания, укомплектованность.

 

2. Тяговый и моторвагонный подвижной состав, его содержание,

техническое обслуживание в зимних условиях

 

Локомотивные депо и их подразделения осуществляют содержание, техническое обслуживание тягового и моторвагонного подвижного состава в зимних условиях в полном соответствии с Инструкцией по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних условиях, утвержденной МПС России 12.06.93 N ЦТ-192; Техническими указаниями по подготовке, эксплуатации и обслуживанию тепловозов и дизель-поездов в зимних условиях, утвержденными ЦТ МПС России 30.12.97 N ЦТРТ-14/97; Техническими указаниями по подготовке к работе и техническому обслуживанию электропоездов в зимних условиях, утвержденными ЦТ МПС России 25.10.95 N ЦТЭП-21- 95; Инструкцией по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава, утвержденной МПС России 27.01.1998 N ЦТ-533.

 

3. Служебно-технические здания

 

3.1. Текущий и капитальный ремонт зданий, сооружений локомотивного хозяйства

 

В соответствии с планом ремонтных работ зданий, сооружений, утвержденным начальником локомотивного депо, работники строительно-ремонтной группы или дистанции гражданских сооружений с участием эксплуатационного персонала выполняют ремонтные работы, связанные с подготовкой к зиме производственных и служебно-технических зданий и сооружений локомотивного депо и его подразделений, жилых и служебно-бытовых помещений, общежитий с завершением работ в октябре.

При ремонте и содержании домов отдыха для локомотивных бригад следует руководствоваться документом МПС России Правилами ремонта и содержания домов отдыха и комнат отдыха локомотивных бригад, утвержденными ЦТ МПС России 17.07.90 N ЦТК-8/1.

Ремонтируются и пробуются в работе системы отопления, водопровода, канализации. Производится утепление окон и наружных коммуникаций. Ремонтируются топливохранилища и склады смазочных материалов. Проверяется и приводится в состояние готовности отопление в зданиях, где оно предусмотрено, тепловые завесы въездных ворот производственных зданий, где они предусмотрены.

Тепловые режимы в производственных помещениях должны соответствовать требованиям, установленным в Правилах по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тягового подвижного состава и грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу, утвержденных МПС России 31.05.99 N ПОТ РО-32-ЦТ-668.

 

Инструкция по подготовке локомотивного хозяйства к работе в зимних условиях, утвержденная МПС СССР 22.08.86 г. N ЦТ/4312 на территории Российской Федерации не применяется.

 

 

Приложение 1

к  Инструкции по подготовке локомотивного

хозяйства к работе в зимних условиях

от 23 декабря 1999 г.

N ЦТ-721

 

ПЕРЕЧЕНЬ

основных мероприятий по подготовке локомотивного хозяйства

и кадров к работе в зимних условиях

N   
п/п 

Наименование основных мероприятий

Ответственные
исполнители 

Срок     
исполнения
не позднее

1.  Локомотивный парк                     

1.1.




1.2.





















1.3.















1.4.











1.5.





1.6.






1.7.






1.8.








1.9.










1.10.





1.11.



1.12.







1.13.





1.14.





1.15.






1.16.







1.17.












1.18.









1.19.

Проверить наличие локомотивов в 
резерве дороги и запасе МПС     
России и при необходимости      
принять меры по укомплектованию 
его до установленных норм       
Провести осенний комиссионный   
осмотр локомотивов и            
моторвагонного подвижного состава
(МВПС) с выполнением всех работ 
по подготовке их к работе в     
зимних условиях согласно        
действующим документам МПС      
России, в том числе Техническим 
указаниям по подготовке,        
эксплуатации и обслуживанию     
тепловозов  и  дизель-поездов в 
зимних условиях, Инструкции по  
подготовке к работе и           
техническому обслуживанию       
электровозов в зимних условиях, 
Техническим  указаниям по       
подготовке к работе и           
техническому обслуживанию       
электропоездов в зимних условиях
с устранением выявленных        
недостатков и подведением итогов
на дорожных ремонтных съездах   
На дорогах и в депо разработать 
местные инструкции и мероприятия,
в которых учесть особенности    
содержания электрической        
изоляции, вентиляционных и      
снегозащитных устройств         
локомотивов и МВПС, установленный
порядок действий локомотивных и 
ремонтных бригад в зимних       
условиях. До 15 октября на      
дорогах 1 группы в зависимости от
погодных условий с разрешения   
начальника службы локомотивного 
хозяйства допускается установка 
снегозащитных фильтров на боковые
и крышевые воздухозаборные жалюзи
Провести оздоровление парка     
локомотивов и МВПС после выхода 
из зимы и окончания весеннего   
комиссионного осмотра в         
соответствии с мероприятиями,   
разработанными на основании     
замечаний о неудовлетворительной
работе отдельных агрегатов,     
сборочных единиц, аппаратов,    
выявленных в процессе           
эксплуатации и при техническом  
обслуживании и текущем ремонте  
Контролировать графики          
оздоровления длительно          
простаивающих локомотивов,      
дизель- и электропоездов и      
ежедекадно рассматривать ход их 
выполнения                      
Привести в исправное состояние на
электровозах оборудование       
электроотопления пассажирских   
вагонов, на электропоездах и    
дизель-поездах - отопления      
салонов                         
1 группы,                       
Для обеспечения установленного  
температурного режима в салонах 
электро- и дизель-поездов перед 
посадкой пассажиров после       
длительного  отстоя производить 
прогрев не менее чем за 1 час до
посадки                         
Проверить и привести в исправное
состояние на электроподвижном   
составе оборудование для борьбы 
со снегом и гололедом 1 ноября  
(вибропантографы, металлические 
щетки очистки настилов переездов,
снегозащитные шторы, фильтры-   
круги на раструбы мотор-        
вентиляторов и др.)             
Проверить состояние тяговых     
редукторов локомотивов и МВПС на
соответствие их крепежа         
требованиям чертежей с          
устранением выявленных          
недостатков. Организовать в     
условиях депо ремонт кожухов    
тяговых редукторов, изготовление
деталей крепления из материалов,
предусмотренных чертежами,       
создать необходимый их запас    
Проверить и отремонтировать     
уплотнения и утепление агрегатов
и трубопроводов локомотивов и   
МВПС                            


В течение сентября-октября      
произвести проверку устройств   
пескоснабжения на локомотивах и 
отрегулировать пескоподачу      
Для предупреждения выхода из    
строя моторно-осевых подшипников
(МОП) и деталей зубчатых передач
локомотивов обеспечить в пунктах
технического обслуживания ТО-2 и
экипировки заправку их подогретой
смазкой и слив конденсата из    
шапок МОП                       
Перевести узлы трения локомотивов
и МВПС на зимние марки смазочных
материалов                      



Проверить и при необходимости   
привести в исправное состояние  
рабочие места для пропарки и    
промывки горячей водой главных  
воздушных резервуаров локомотивов
и МВПС                          
Проверить и при необходимости   
привести в исправное состояние  
устройства для обогрева продувных
кранов главных воздушных         
резервуаров локомотивов и МВПС  
(там, где они предусмотрены     
конструкцией)                   
Проверить по каждому депо наличие
необходимых технологических     
запасов оборудования, материалов
и запасных частей для ремонта   
локомотивов и принять необходимые
меры к полному укомплектованию  
согласно установленным заданиям 
МПС России                      
Установить места отстоя         
локомотивов, дизель- и          
электропоездов в основных депо и
пунктах оборота, назначить       
работника, ответственного за    
прогрев, сохранность и исправное
состояние локомотивов, МВПС, а  
также инструмента и инвентаря на
них. Не допускается отстой      
локомотивов на станциях без     
локомотивных бригад или лиц,    
ответственных за сохранность    
локомотивов                     
Проверить локомотивы,           
предназначенные для работы с    
тяжелыми путевыми машинами и    
роторными снегоочистителями,    
провести их оздоровление и      
совместные испытания. Провести   
обучение локомотивных бригад для
работы с этой техникой,         
организовать их инструктаж с    
проверкой знаний                
Закрепить за каждой             
снегоуборочной машиной и        
снегоочистителем исправные,     
оборудованные радиосвязью       
локомотивы с постоянными        
локомотивными бригадами. Для    
работы с плужными               
снегоочистителями выделять      
локомотивы, имеющие вывод       
напорной магистрали на буферный 
брус                            

Т, НОД      




Т, НОДТ, ТЧ 





















Т, НОДТ, ТЧ 















Т, НОДТ, ТЧ 











Т, НОДТ, ТЧ 





Т, НОДТ, ТЧ 






НОДТ, ТЧ    






Т, НОДТ, ТЧ 








Т, НОДТ, ТЧ 










НОДТ, ТЧ    





Т, НОДТ, ТЧ 



Т, НОДТ, ТЧ 







НОДТ, ТЧ    





НОДТ, ТЧ    





НОДТ, ТЧ    






Т, НХ, НОДТ,
ТЧ          






Т, Д, НОД,  
НОДТ, ТЧ    











Т, НОДТ, ТЧ 









Т, ТЧ      

15 октября




15 октября
для дорог
1 группы,



1 ноября 
для дорог
II группы













1 сентября















1 сентября











Постоянно





1 сентября
для дорог
1 октября
для дорог
II группы


с 1      
октября по
1 апреля 




1 октября
для дорог
1 группы,
для дорог
II группы




1 октября










15 октября
для дорог
1 группы,
15 ноября
для дорог
II группы
1 ноября 



В зимний 
период   






15 октября
для дорог
1 группы,
15 ноября
для дорог
II группы
1 августа





1 сентября






15 октября







Постоянно












1 октября









октябрь- 
апрель   

2. Устройства и оборудование локомотивных депо        

2.1.









2.2.





















2.3.



2.4.




2.5.








2.6.



2.7.








2.8.

Провести комиссионный осмотр    
производственных, служебно-     
технических и бытовых зданий депо
в соответствии с Руководством по
обследованию несущих конструкций
зданий и сооружений локомотивных
депо МПС России РД 32 ЦТ 212-99,
утвержденным ЦТ МПС России      
03.12.99. Выявленные дефекты    
устранить                       
Произвести работы, связанные с  
обеспечением нормальной         
эксплуатации деповского хозяйства
в зимних условиях, в том числе: 

а) капитальный и текущий ремонт 
зданий, сооружений и устройств  
локомотивных депо; смену        
перекрытий зданий локомотивных  
депо в соответствии с           
утвержденной проектно-сметной   
документацией                   

б) ремонт трубопроводов         
пневматических, тепловых сетей, 
смазко- и пескопроводов, а также
оборудования вентиляции,        
внутреннего водопровода,        
канализации, освещения в зданиях
и на территории локомотивных    
депо, пунктов технического      
обслуживания локомотивов (ПТОЛ) 
Осуществлять регулярную очистку 
крыш зданий депо, ПТОЛ, складов 
песка и других помещений,       
территорий от снега, льда       
Отремонтировать и задействовать 
во всех депо устройства для сушки
изоляции тяговых двигателей     
локомотивов и МВПС с помощью    
калориферных установок          
Произвести ремонт паровых,      
водяных котлов отопления        
деповских зданий, бойлеров и    
связанных с ними устройств,     
оборудования и испытать их.     
Проверить знание обслуживающим  
персоналом котельных действующих
правил и инструкций по безопасной
эксплуатации котлов             
Обеспечить депо для ремонта     
котельных установок котловыми   
трубами, огнеупорами и другими  
материалами                     
Произвести ремонт служебных и   
бытовых помещений, общежитий,   
домов отдыха локомотивных бригад,
столовых при депо, душевых,     
сушилок и обеспечить их         
необходимым количеством топлива,
бытового инвентаря, постельными 
принадлежностями согласно       
установленным нормативам        
Произвести необходимый ремонт   
важнейших видов деповского      
оборудования (станки КЖ-20,     
УБЦ-150, скатоподъемники,       
подъемно-транспортное           
оборудование, компрессоры и др.).
Создать необходимый запас узлов и
деталей для их ремонта. Проверить
подготовку специалистов для их  
обслуживания. Для предупреждения
замерзания гидросистемы станков 
КЖ-20 предусмотреть установку в 
зимнее время калориферов для их 
обогрева. Проверить и привести в
исправное состояние системы     
отвода воды и смазки из         
скатоопускных и смотровых канав,
от рабочих мест станочников,    
занятых обточкой колесных пар без
выкатки их из-под локомотива    




Гл. инженеры
отделений  
дорог,     
НОДТ, ТЧ   








Т, НОД,    
НОДТ, ТЧ,  
НХ, НОДХ,  
Дортресты  




НОДТ, ТЧ   








НОДТ, ТЧ   



Т, НОДТ, ТЧ




НОДТ, ТЧ   








НХ, НОДХ, ТЧ



НОДТ, ТЧ   








Т, НОДТ, ТЧ




1 октября











15 октября
для дорог
1 группы;
1 ноября 
для дорог
II группы


1 октября








Октябрь- 
апрель   


1 сентября




15       
сентября 
для дорог
1 группы,
15 октября
для дорог
II группы


1 августа



15 сентябр
для дорог
1 группы,
15 октября
для дорог
II группы



1 октября

3. Экипировочные устройства                 

3.1.





3.2.








3.3.





3.4.


3.5.



3.6.









3.7.





3.8.





3.9.


3.10.

Произвести ремонт зданий,       
устройств и оборудования для    
экипировки локомотивов, а также 
ремонт силовой, пневматической и
отопительной сетей трубопроводов
для топлива, масел, песка       
Провести осенний комиссионный   
осмотр всего парка грузоподъемных
кранов на железнодорожном ходу, 
обеспечить устранение           
обнаруженных недостатков в их   
подготовке к работе в зимних    
условиях. Провести проверку     
знаний крановщиками своих       
должностных инструкций          
Проверить наличие технологических
запасов оборудования, материалов
и запасных частей для ремонта   
грузоподъемных кранов на        
железнодорожном ходу и принять  
меры к их укомплектованию       
При необходимости отставить в   
резерв дороги грузоподъемные    
краны на железнодорожном ходу   
Обеспечить завоз песка в депо и 
пункты пескоснабжения локомотивов
в количестве согласно заданию МПС
России                          
Создать в каждом депо и пункте  
пескоснабжения локомотивов запасы
сухого песка. Количество сухого 
песка, закладываемого в запас,  
установить в каждом конкретном  
случае с учетом длительности    
зимнего периода, фактических    
расходов песка за предыдущие годы
и размеров работы в предстоящую 
зиму                            
Создать во всех пунктах ремонта и
экипировки локомотивов запас    
зимней смазки по видам, маркам и
в количестве, необходимом для   
перевода локомотивов на зимний  
режим работы                    
Провести комиссионную проверку  
деповских путей, состояния      
путевого хозяйства баз запаса   
локомотивов, поворотных кругов и
поворотных треугольников, при   
необходимости произвести ремонт 
Обеспечить своевременную выдачу 
топлива рабочим и служащим по   
коллективному договору          
Создать в каждом локомотивном   
депо необходимый запас химикатов
для приготовления охлаждающей   
воды и обеспечить их правильное 
хранение                        

НОДТ, ТЧ,  
НОДХ       




Т, НОД, ТЧ 








Т, НОДТ,   
ТЧ, НХ,    
НОДХ       



Т, НОДТ,   
ТЧ         

Т, П, Д,   
НОДТ, ТЧ   


Т, НОДТ, ТЧ









Т, НОДТ, ТЧ,
ТНТС       




Т, П, НОД, 
НОДТ, ТЧ, ПЧ




Т, НОД,    
НОДТ, ТНТС 

Т, НОДТ, ТЧ

1 октября
для дорог
1 группы,
15 октября
для дорог
II группы
В период с
25 августа
по 15    
октября  





В период 
с 25     
августа  
по 15    
октября  

10 октября


1 сентября



15 октября









1 октября





1 октября





1 ноября 


1 октября

4. Кадры                         

4.1.






4.2.




4.3.




4.4.

















4.5.



4.6.

Провести технические занятия и  
проверку знаний работников      
локомотивного хозяйства,        
связанных с ремонтом и          
обслуживанием локомотивов и МВПС,
по вопросам их работы в зимних  
условиях                        
Обеспечить укомплектованность   
штатов локомотивных и ремонтных 
бригад по всем локомотивным депо
в соответствии с установленными 
нормативами                     
Обеспечить укомплектованность   
штатов слесарей пунктов         
технического обслуживания       
локомотивов в соответствии с    
установленными нормативами      
Закрепить машинистов и помощников
машинистов, впервые приступающих
к работе в зимних условиях, за  
наиболее опытными машинистами и 
помощниками машинистов, обратив 
особое внимание на практическую 
подготовку  по  управлению      
тормозами, рациональному режиму 
вождения поездов, обнаружению и 
устранению неисправностей в пути
следования, приемам пользования 
устройствами снегозащиты, мерам 
по предупреждению  пережогов    
контактного провода,            
замораживания пневматических    
цепей локомотивов, методам      
правильного расхолаживания      
тепловозов и др.                
Обучить и проверить практические
навыки машинистов, дежурных по  
депо, слесарей ПТОЛ по установке
и эксплуатации вибропантографов 
Обеспечить снабжение локомотивных
депо дороги зимней спецодеждой, 
спецобувью в пределах           
установленных норм              

НОДТ, ТЧ   






Т, НОД, ТЧ 




Т, НОД, ТЧ 




Т, НОД,    
НОДТ, ТЧ   




Т, НОД,    
НОДТ, ТЧ   










Т, НОДТ, ТЧ



НОД, НХ, ТЧ

1 октября
для дорог
1 группы,
15 октября
для дорог
II группы

Постоянно




Постоянно




1 октября





1 октября











15       
сентября 


1 сентября
для дорог
1 группы,
1 октября
для дорог
II группы

За ходом выполнения указанных мероприятий заместителям начальников железных дорог, ведающим локомотивным хозяйством, начальникам отделений дорог, служб локомотивного хозяйства и локомотивных депо установить постоянный контроль.

 

Приложение 2

к  Инструкции по подготовке локомотивного

хозяйства к работе в зимних условиях

от 23 декабря 1999 г.

N ЦТ-721

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И

КОРРЕКТИРОВКИ ДОРОЖНОГО ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНА

ДЕЙСТВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА В СЛОЖНЫХ

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

 

1. Общие положения

 

1.1. При получении прогноза об ухудшении метеорологических условий обеспечивается заблаговременная (за 5-6 часов) информация причастных работников.

1.2. При наступлении сложных метеорологических условий необходимо действовать в соответствии с оперативными планами железной дороги, отделения железной дороги и предприятия, в которых должны быть определены:

поименный состав и обязанности оперативных групп по организации движения поездов;

порядок действия всех причастных работников;

порядок объезда и обхода с осмотром обслуживаемых устройств;

порядок подсылки тепловозов, в первую очередь для вывоза пассажирских поездов на случай прекращения движения поездов на электротяге;

участки, где возможен пропуск поездов с опущенным токоприемником;

места расположения автомотрис (автодрезин) и электровозов с гололедоочистительными устройствами, порядок их выпуска и последовательность механической очистки контактных проводов на боковых и главных путях станций и перегонах;

порядок плавки гололеда на проводах и организации движения поездов в этот период;

перечень мест повышенного гололедообразования на проводах контактной сети и воздушных линий (ВЛ);

порядок очистки токоприемников от гололеда и смазки их антиобледенителями;

минимально необходимое для каждой железнодорожной станции число путей, которые должны быть постоянно готовыми для приема и отправления поездов на электротяге;

порядок заблаговременного нанесения противогололедной смазки на подвижные рамы токоприемников, скосы полозов и подъемные пружины, где отсутствуют защитные кожухи;

порядок организации контроля за появлением обледенений на проводах контактной сети, ВЛ, воздушных переходах и на токоприемниках электроподвижного состава (ЭПС);

порядок организации контроля за состоянием крыш подвижного состава, грузов в период сильного ветра и гололеда;

перечень железнодорожных станций для проверки работы токоприемников при низкой температуре.

 

2. Понижение температуры

 

2.1. При понижении температуры ниже 0 град.С:

обеспечивает выпуск на линию ЭПС только с переведенными на зимнюю смазку токоприемниками;

маневровая работа осуществляется на двух токоприемниках, при этом допускается опускать один токоприемник, если отсутствует искрение на токоприемниках;

при следовании пассажирских поездов с электроотоплением перед остановкой осуществляется подъем второго токоприемника на ходу без выключения вспомогательных цепей и электроотопления.

2.2. При понижении температуры ниже -30 град.С:

начальнику дистанции электроснабжения установить дежурство электромонтеров контактной сети для проверки работы токоприемников на железнодорожных станциях, определенных оперативным планом отделения железной дороги;

при длительных (более получаса) стоянках ЭПС на станционных и тракционных путях производится через каждые 30 минут поочередный подъем и опускание токоприемников при отключенных силовых и вспомогательных цепях;

во избежание пережогов контактного провода обеспечивается трогание с места и отправление длительно стоящих (сутки и более) поездов с подталкиванием маневровым или специально выделенным локомотивом;

устанавливается круглосуточное дежурство командного состава.

 

3. Образование гололеда на проводах контактной сети

и токоприемниках ЭПС

 

3.1. Все мероприятия по борьбе с гололедом осуществляются под единым руководством дежурного по отделению в тесной взаимосвязи диспетчеров поездного, локомотивного и энергодиспетчера.

3.2. В каждом отдельном случае при получении информации-предупреждения о возникновении гололеда проводится дополнительный инструктаж причастных работников о методах борьбы с гололедом, порядке приема и отправления поездов с боковых путей станций, о содержании токоприемников и порядке подсылки тепловозов под пассажирские поезда.

3.3. Действия дежурного по отделению, поездного и локомотивного диспетчеров.

Основной задачей является сохранение движения с минимальными остановками, чтобы не допустить образование гололеда. Для этого необходимо:

дать запрещение на выпуск тяжеловесных и сдвоенных поездов;

дать задание локомотивному депо на оборудование электровозов вибропантографами или пневмобарабанами в количестве, предусмотренном оперативным планом отделения железной дороги;

установить контроль за отложением гололеда и состоянием токосъема путем опроса дежурных по станциям и локомотивных бригад;

не допускать выдачи под поезда электровозов, у которых на контактной поверхности токоприемников имеются наледь и пропилы;

рассредоточить электровозы, оборудованные вибропантографами или пневмобарабанами и автомотрисы (автодрезины) с гололедоочистительными устройствами в места, предусмотренные оперативным планом отделения;

обеспечить отправление поездов с интервалами не более 10 минут, при несоблюдении этого интервала и наличии гололеда на проводах контактной сети организовать пропуск электровозов или автомотрис (автодрезин) с механическими средствами очистки проводов от гололеда;

установить контроль за работой электровозов с вибропантографами или пневмобарабанами на станциях и перегонах;

по заявке энергодиспетчера закрыть для движения ЭПС соответствующие перегоны, станции, съезды и дать указание машинистам об опускании токоприемников для плавки гололеда токами короткого замыкания;

при осуществлении плавки гололеда без прекращения движения поездов на электротяге принять меры по предупреждению пережогов в местах секционирования;

по заявке энергодиспетчера обеспечить немедленную доставку работников дистанций электроснабжения в места оперативных переключений.

3.4. Действия работников локомотивного депо

Основной задачей работников локомотивного депо является обеспечение надежной работы токоприемников ЭПС, предупреждение их обледенения и самопроизвольного опускания. Для этого необходимо:

предупредить локомотивные бригады об ожидаемом гололеде;

подготовить вибропантографы и пневмобарабаны к установке, а после получения приказа локомотивного диспетчера оборудовать ими электровозы с обеспечением установленного статического нажатия на подъем-опускание;

выдавать под поезда локомотивы только после нанесения на подвижные части токоприемников противогололедной смазки;

усилить контроль за состоянием рабочих поверхностей токоприемников;

о следах ударов, подбоев на полозах токоприемников немедленно сообщать энергодиспетчеру;

при появлении повышенного износа рабочей поверхности токоприемников ставить в известность локомотивного диспетчера;

не выпускать на линию ЭПС со вставками и накладками, имеющими предельный износ.

3.5. Действия локомотивных бригад

При гололеде и изморози необходимо:

при приемке электровоза, электросекции на стойлах экипировки или в депо проверить состояние токоприемников, наличие противогололедной смазки на подвижных частях;

при стоянках на станциях и деповских путях периодически очищать токоприемники путем повторного поднятия и опускания их через каждые 5-10 минут при отключенных силовых и вспомогательных цепях;

если такая мера не освобождает токоприемник от гололеда, опустить его и немедленно доложить дежурному по станции и поездному диспетчеру;

перед отправлением поезда после стоянки 10 минут и более отцепить электровоз от состава, поднять два токоприемника и обкатать контактный провод проездом 2-3 раза в пределах участка, разрешенного дежурным по станции, но не менее 30 метров;

если после обкатки лед с провода не удаляется, то отправление поезда осуществлять только после его отбивки вибропантографом (пневмобарабаном) или с подталкиванием вспомогательным локомотивом;

при отправлении поезда со станции следует поднять два токоприемника, при двойной тяге или трех и более электровозах, как резервом, так и с поездом, поднять токоприемники, из них два на первом электровозе и второй по ходу на других электровозах, после прекращения искрения первый по ходу токоприемник опустить;

если искрение от гололедообразования будет замечено в пути следования поезда, необходимо поднять второй токоприемник при скорости не более 60 км/ч и отключенных силовых и вспомогательных цепях, о появлении сильного искрения, гололеда немедленно сообщить энергодиспетчеру;

если на контактной сети наблюдаются автоколебания проводов, проехать этот участок со скоростью не более 30 км/ч, подняв второй токоприемник, о чем немедленно сообщить энергодиспетчеру;

в период гололеда не применять рекуперативное торможение;

при работе электровоза с вибропантографом или пневмобарабаом для очистки гололеда следить за качеством очистки, при этом скорость движения должна быть не менее 5 и не более 60 км/ч;

если при одном проходе вибропантографа (пневмобарабана) не обеспечивается полная очистка контактного провода, то производится повторный объезд;

при повреждениях токоприемников и контактной сети следует действовать в соответствии с Инструкцией о порядке действия локомотивных бригад и работников участков электроснабжения при повреждениях токоприемников, контактной сети и комиссионном их рассмотрении, утвержденной МПС СССР 09.06.84 N ЦТ-ЦЭ-4202.

 

Hosted by uCoz